Механизмы государственной поддержки семей, принимающих на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы, которая  определила основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.

Национальная стратегия подчеркивает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, и определяет как приоритетную цель создание для них равных возможностей. Приоритетными формами устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлены формы семейного устройства: усыновление и опека (попечительство).

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» предусматривает возможность безвозмездной  и возмездной  опеки, в том числе такой ее формы, как приемная семья.

На общенациональном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации действует система мер государственной поддержки семей, принимающих на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Прежде всего, всем детям, оставшимся без попечения родителей,  гарантировано государственное обеспечение до достижения ими совершеннолетия, а в случае, если лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучается  по очной форме в профессиональной  образовательной организации или образовательной организация высшего образования – до 23 лет.

Меры поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые осуществляются на общегосударственном уровне, закреплены в федеральных законодательных актах:

— Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

— Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Законом Республики Крым от 1 сентября 2014 года №62-ЗРК (с изменениями) «Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Крым» (ст.12) установлено, что помощь на детей, которые находятся под опекой (попечительством), ежемесячно выплачивается их опекунам, попечителям, приемным родителям за счет средств бюджета Республики Крым. Размер ежемесячной помощи на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), составляет два прожиточных минимума на ребенка в Республике Крым. Ежемесячная помощь на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), назначается без учета пенсии, социальной пенсии, алиментов, а также стипендии, в том числе стипендии или гранта, получаемых ребенком в качестве дополнительного поощрения за успехи в учебе, за спортивные достижения или научные изыскания.

Семьи, имеющие в своем составе трех и более детей, находящихся под опекой (попечительством), в том числе родных, проживающих в семье 1 год и более, пользуются мерами социальной поддержки, установленными действующим законодательством Российской Федерации и Республики Крым для многодетных семей, в том числе имеют право на скидки в размере пятидесяти процентов за квартирную плату, плату за коммунальные услуги и телефон, за оплату твердого топлива; бесплатный проезд на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси) предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании единого билета.

Каждому приемному родителю за воспитание каждого ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, принятого в приемную семью, выплачивается денежное вознаграждение.

Порядок назначения и выплаты ежемесячной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и принятым в приемную семью, денежного вознаграждения, причитающегося приемным родителям, утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 31.12.2014 №683 (с изменениями). Вопросами назначения и выплаты этого вида помощи занимаются органы труда и социальной защиты населения.

К полномочиям субъектов РФ отнесены организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей. Закон Республики Крым 02 июня 2015 года           № 107-ЗРК/2015 «Об организации и обеспечении отдыха детей и их оздоровления в Республике Крым» также предусматривает меры поддержки семей, в которых воспитываются дети, нуждающихся в особой заботе государства.

В соответствии с данным законом, меры социальной поддержки в сфере отдыха и оздоровления детей в Республике Крым осуществляются путем частичной или полной оплаты стоимости путевок в организации отдыха детей и их оздоровления, расположенные на территории Республики Крым, следующим категориям детей:

1) дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации;

2) дети, требующие социального внимания и поддержки;

3) дети, нуждающиеся в особых условиях оздоровления.

Порядок приобретения, выдачи и оплаты стоимости путевок в организации отдыха детей и их оздоровления устанавливается Советом министров Республики Крым.

Порядок предоставления путёвок в детские оздоровительные лагеря за счёт средств бюджета Российской Федерации или бюджета Республики Крым обозначен приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 17.03.2016  № 367«Об утверждении Положения о порядке подбора и направления детей Республики Крым за бюджетные средства в организации отдыха детей и их оздоровления, расположенные на территории Республики Крым». Уполномоченные структурные подразделения муниципальных районов и городских округов в Республике Крым в сфере организации отдыха детей и их оздоровления  предоставляют путевки категориям детей, находящихся в сложных жизненных ситуациях, требующих  социального внимания и поддержки, в том числе  детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. При этом следует учесть, что предоставление путёвки в детский оздоровительный лагерь за счёт средств бюджета Российской Федерации или бюджета Республики Крым осуществляется одному ребёнку не более одного раза в год.

Уполномоченным структурным подразделением городского округа Симферополь по вопросам отдыха и оздоровления детей является управление по делам молодежи и туризма администрации г.Симферополь.

Порядок направления детей в санатории регламентирован Приказом Минзравсоцразвития РФ от 22.11.2004 г. № 256 «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение» (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 24.12.2008 № 763н).

Вопрос показанности санаторно-курортного лечения и оздоровления детей всегда решает лечащий врач-педиатр. Направление детей в возрасте от 3 до 18 лет на санаторно-курортное лечение осуществляется по результатам медицинского отбора, который проводят лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) по месту жительства ребенка.

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» устанавливает, что «при осуществлении своих прав и обязанностей опекуны и попечители имеют право на оказание им содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи. Условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании».

В Республике Крым функционирует сеть центров социальных служб для семьи, детей и молодежи, которые оказывают разнообразные социальные услуги семьям, в которых под опекой (попечительством) воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Специалистами Крымского республиканского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи по специальной программе проводится обучение кандидатов в опекуны, попечители, усыновители. В Симферопольском городском центре социальных служб для семьи, детей и молодежи можно получить квалифицированную помощь педагога, психолога, юриста, совместно со специалистами центра организовать психолого-педагогическое сопровождение на этапе первоначальной адаптации ребенка в семье или при возникновении проблем в процессе ее функционирования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *