Желаете взять ребенка в семью?

ПОИСК И ВЫБОР СВОЕГО РЕБЕНКА…

     Придя к мысли об усыновлении ребенка, потенциальные родители начинают задумываться о том, каким должен быть их новый член семьи: будет это мальчик или девочка, какого именно возраста, какой внешности и т.д. Как правило, именно этот этап процедуры усыновления (установления опеки) является одним из наиболее трудных для усыновителей и занимает немало времени.

     Практика показывает, что подавляющее большинство усыновителей хотят удочерить маленькую девочку, с ангельской внешностью и как можно более здоровую. Мало кто из усыновителей сознательно стремится взять ребенка-инвалида, с дефектами внешности или тяжелыми заболеваниями. Однако с этим «идеальным» представлением о приемном ребенке зачастую приходится расстаться, столкнувшись с реальностью. Во-первых, для того, чтобы усыновить маленькую здоровую девочку, многим усыновителям приходится потратить немало времени на ее поиск, или же надеяться на случай и везение. Во-вторых, по мнению педиатров, полностью здоровых детей среди тех, от кого отказались родители, практически нет. Причин тому много, и их мы рассмотрим отдельно.

     Суммируя все вышесказанное, мы не советуем устанавливать жестких критериев — пола, возраста и здоровья ребенка при усыновлении. Можно привести множество примеров, когда кандидаты в усыновители, посетив детское учреждение и увидев глаза детей, ждущих своих родителей, услышав их обращение к незнакомым людям со словом «мама», отказываются от своего первоначального намерения и вместо годовалой девочки принимают решение об усыновлении мальчика шести лет. Также очень часто встречаются случаи, когда, выбрав для усыновления одного ребенка, и узнав, что у него есть еще и брат (сестра), усыновители принимают решение принять в семью обоих детей.

     Достаточно часто решение взять в семью ребёнка принимается под влиянием внешних обстоятельств – вы узнали о соседском ребенке, попавшем в приют; увидели сироту в больнице; знакомая, работающая в доме ребенка, рассказала о конкретном малыше; или же вы как-то связаны с детским учреждением, в котором оказался такой ребенок. Но если у вас всё происходило иначе, и вы пришли к усыновлению самостоятельно, а образ желанного ребенка пока еще очень абстрактен, составлен из рассказов, воспоминаний, личного опыта и других мелочей, как тогда подступится к поиску ребёнка и что предстоит пройти на этом пути?

Каждый месяц в КРЦСССДМ проходят двухнедельные обучающие семинары для кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители. Для того, чтобы пройти семинар, желающему необходимо лично прийти в КРЦСССДМ и написать заявление о прохождении обучения. Срок обучения 2 недели с 10.00 до 17.00 в рабочие дни, кроме выходных.

        По окончании курсов выдается свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, для предъявления на всей территории Российской Федерации. 

Школа подготовки приемных родителей

Наименование школы подготовки приемных родителей Крымский республиканский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи. Обучающие семинары по подготовке кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители
ФИО руководителя Архангельский Андрей Александрович
Адрес Ул. Трубаченко , 23а
Телефон (приемная) (3652) 44-13-43
 
Электронная почта KRCSSSM@yandex.ru
Сайт КРЦСССДМ.РФ
   
ФИО специалистов Сандулова Оксана Витальевна – тренер
Телефон (3652) 44-13-43, м.т. +79789208032
   
Часы приема граждан Пн — чт  9-18, пт  9-17.45

МОЯ СЕМЬЯ – МОЁ БОГАТСТВО

Воспитание – великое дело,

им решается участь человека

В.Г. Белинский

… Каждый день мы делаем свой выбор: что одеть, что позавтракать, что купить в магазине, какую читать книгу, какой фильм смотреть, с кем дружить и как поступить в той или иной ситуации.

«-Алло, это бюро находок? – спросил детский голос.

— Да, малыш. Ты что-то потерял?

— Я маму потерял…»

В унисон тишине актового зала наши сердца бились всё сильнее и сильнее… А специалист продолжала:

« — А какая, твоя мама?

— Она красивая и добрая. И ещё она очень любит кошек…»

Так Оксана Витальевна Сандулова начала занятия по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации. Подготовка проходила в Государственном казенном учреждении «Крымский республиканский центр социальных служб для семьи, детей и молодёжи».

Принять ребёнка в свою семью, своё сердце и душу, жизненноважный, очень ответственный и серьёзный выбор для каждого из нас…

В тёплой, доброжелательной атмосфере, сидя в кругу, мы знакомились. Каждый из нас поведал свою историю, рассказывая о главном решении в жизни – принятие на воспитание ребёнка в свою семью, свою жизнь, оставшегося без попечения родителей. Вовремя сказанные слова поддержки, искреннее понимание со стороны Оксаны Витальевны, и создавали особый фон принятия друг друга.

Умело прикасаясь к сердцу и душе каждого из нас, специалист предложила на «Дереве ожиданий» разместить, написанные на листах бумаги: «Что ожидаем от данных занятий?» и «Чего опасаемся?» Ожидания участников курсовой подготовки – самые разнообразные, но «красной нитью», ведущим звеном было отмечено: «Более глубоко понять себя».

Ключевым стал вопрос: «Как правильно, умело, безболезненно, и на каком этапе жизни ребёнка говорить, что он усыновлён?»

Лучше познакомиться друг с другом помог «Герб семьи», который рисовал и представлял на занятиях каждый участник. В ярком многообразии наших, с любовью выполненных рисунков, чётко прослеживался общий девиз: «Моя семья – моё богатство!»

Таким образом, благодаря профессиональному, грамотному подходу Оксаны Витальевны Сандуловой, мы стали единой командой, объединённой общей целью в получении новых знаний и умений.

Каждый день занятий был наполнен глубоким содержанием и смыслом. Мы познавали, прежде всего, себя, дискутировали, обменивались своим мнением и определённым жизненным опытом. Побывали в роли и «родителя» и «ребёнка», а объединяясь в небольшие группы, дружно находили решение в предложенных специалистом ситуациях.

Очень трудно выделить, да, пожалуй, невозможно, наиболее значимую тему занятий. Подготовка личности к изменениям в семье; полноценное развитие человека; содержание и методы семейного воспитания; преодоление у ребёнка чувства потери и другие жизненноважные темы, рассмотренные в ходе курсовой подготовки, составили  единое целое в непрерывном процессе воспитания наших детей.  А грамотно и умело подобранные примеры из профессионального опыта Оксаны Витальевны Сандуловой, помогли создать наиболее полную, яркую картину восприятия и глубокого понимания предложенных тем занятий.

Новый день занятий начинался какой-либо оптимистичной фразой, например: «Сегодня моё настроение похоже на…» (необходимо было продолжить фразу). Традиционно заканчивался притчей, из которой каждый из нас выносил для себя что-то очень важное, необходимое для жизни.

«Семья – главное в жизни каждого человека. А счастливые, наполненные радостью глаза наших детей – необыкновенное  и самое огромное счастье!» особо отмечает Жанна Ивановна Кислица, директор Государственного бюджетного учреждения «Ялтинский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи».  И, если каждый из нас примет своё, и только своё решение, которое подскажут наши сердце и разум, и возьмёт на воспитание в свою семью ребёнка, в нашем мире появится ещё одна частичка любви и добра. А каким вырастит и кем станет наш ребёнок, будет зависеть только от нас самих.

Татаринова  Елена Владимировна  г.Ялта

Устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в семейные формы воспитания в Республике Крым

Сегодня в Крыму меньше детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, чем желающих стать приёмными родителями.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, всегда были и остаются больной темой в России. В нашей стране к этой категории юных граждан относятся с повышенным вниманием. Государственная поддержка  и опека таких детей с каждым годом становится всё более значимой.

Однако никакой даже очень уютный детский приют не заменит ребёнку родной дом, а самые добрые и внимательные воспитатели и няни – папу и маму. Вместе с тем в жизни случается разное, и никто не застрахован от трагедии, когда родители уходят из жизни, не успев вырастить своих малышей, или оказываются клиентами пенитенциарной системы по собственной вине, а то и просто ведут настолько асоциальный образ жизни, что соответствующие органы вынуждены лишать их родительских прав.

Семьи бывают разные

В Крыму существуют различные формы семейного воспитания в так называемых замещающих семьях: усыновление, семьи опекунов и попечителей, приёмные семьи.

Сегодня в республике живут 4471 детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей. У одних отец и мать умерли, у других – лишены родительских прав из-за пьянства, агрессии, полного отстранения от воспитания своих детей. Большинство этих ребят (3172 человек) находятся под опекой и попечительством. Как правило, опекунами становятся близкие родственники, их знакомые, а иногда и совсем, казалось бы, посторонние люди, дающие, однако, вроде бы чужому ребёнку столько тепла, любви и надежды, сколько подчас  не дождёшься от кровной родни.

Правительство Крыма уделяет особое внимание вопросам развития приёмных семей. В настоящее время в республике живут 239 приёмных семей,  в которых находятся 898 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Причём тенденция к увеличению этой формы семейного воспитания явно прослеживается, если учесть, что на 1 января 2017 года их было 221. Это тем более важно, что в приёмные семьи попадают дети от 8 до 16 лет, то есть те, кто по возрасту не попадает под усыновление.

В первом полугодии 2017 года в Республике Крым под опеку, попечительство устроено 206 детей, в приемные семьи – 76 детей, усыновлено – 12 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Деньги не главное

В последнее время к вопросу устройства детей, оставшихся без попечения родителей, значительно возросло внимание государства, что в первую очередь выражается в достаточно серьёзной материальной поддержке приёмных семей.  На каждого ребёнка ежемесячно выделяется сумма в размере двух прожиточных уровней, а приёмные родители получают оплату своего сложного, но приятного для души труда в размере двух минимальных месячных зарплат за каждого ребёнка. Эти деньги дают возможность вырастить интеллектуально развитого и здорового ребёнка, обеспечить хорошим питанием, одевать, покупать всё, что необходимо для успешной учёбы, устраивать полноценный и интересный отдых, а также оплачивать дополнительные занятия, репетиторов, кружки и секции.

Приёмными родителями становятся по призванию, по зову души. А если семья создаётся только по принципу получения за это денежного содержания, то она, как правило, не выдерживает ответственности и распадается. Правда, таких случаев в Крыму – пересчитать по пальцам одной руки.

Обеспечивая приёмные семьи материально, правительство организует и контроль за воспитанием, содержанием и развитием приёмных детей. Сотрудники структурных подразделений (управлений и отделов) по делам несовершеннолетних и защите их прав органов местного самоуправления муниципальных образований регулярно посещают все такие семьи, следят за тем, как бывшие сироты сосуществуют с новыми родителями, достаточно ли они обеспечены необходимым для жизни, как разрешаются внутрисемейные конфликты.

В Республике Крым функционирует 25 территориальных Государственных бюджетных учреждений Республики Крым «Центры социальных служб для семьи, детей и молодежи».

Все семьи опекунов, попечителей, приемных родителей, в которых воспитываются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, охвачены социальной работой специалистов территориальных ЦСССДМ. Социальная работа проводится со всеми членами семей опекунов, попечителей, приемных родителей, совместно проживающих с опекунами, попечителями, приемными родителями.

Основными содержательными составляющими предоставления социальных услуг замещающим семьям являются: создание и поддержка положительного социально-психологического климата в семье; адаптация ребенка в новых условиях; помощь в преодолении кризисных моментов; помощь в создании условий для безопасного развития ребенка; содействие формированию навыков поведения в социуме; поддержка контактов ребенка с его биологическими родственниками, если они не вредят физическому и психическому здоровью подопечного ребенка; подготовка ребенка к выходу из-под опеки, из приемной семьи, в том числе в самостоятельную жизнь. С членами семей опекунов, попечителей, приемных родителей проводятся беседы, тренинги, круглые столы, видеолектории, группы взаимопомощи в целях профилактики жестокого обращения с детьми в замещающих семьях.

Действительно, растить детей и так нелёгкий труд, а приёмных – тем более. Каждый ребенок по-своему уникален, а тому, кто уже пережил трагедию в своей родной семье, побывал в госучреждении, очень трудно влиться в новый семейный коллектив.

Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка-сироту, ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации

Государственное казенное учреждение Республики Крым «Крымский республиканский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» планирует и обеспечивает подготовку специалистов ЦСССДМ для проведения социальной работы по вопросам устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в семейные формы воспитания; по Ходатайству структурных подразделений (управлений и отделов) по делам несовершеннолетних и защите их прав органов местного самоуправления муниципальных образований, территориальных ЦССССДМ, или по личному заявлению граждан, желающих принять в свою семью ребенка-сироту, ребенка, оставшегося без попечения родителей, КРЦСССДМ формирует учебные группы, организовывает и проводит обучение для кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители по программе, утвержденной Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым от 13 мая 2014 года № 17 «Об утверждении программ обучения кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители и приемных родителей, родителей-воспитателей» и выдает свидетельство, установленного образца, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации».

За 7 месяцев 2017 года КРЦСССДМ подготовлено и проведено 9 обучающих семинаров для кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители. Общее количество граждан, которые прошли обучение 285 человек, из них 120 усыновителей, 127 опекуна/попечителя, 38 приемных родителей.

Социально-педагогический тренинг по подготовке кандидатов  в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители имеет четко обозначенные ориентиры – оказание возможности кандидатам в приемные родители взвесить, насколько серьезное желание взять в свою семью чужого ребенка; оценить разные аспекты своей семейной жизни и сравнить их с тем, что необходимо для воспитания чужого ребенка; научиться уважать потребности детей с разным жизненным опытом; научиться проявлять больше понимания проблем в разных ситуациях; лучше понимать себя, свои силы, эмоции и личные качества; сформировать представления об особенностях воспитания приемных детей и тем самым помочь кандидатам приобрести уверенность и гибкость в роли приемных родителей; пробудить у кандидатов чувство, что они являются частью единой системы попечения о детях и могут строить свои отношения с социальным работником как с партнером, без осуждения и гордыни; убедиться, что обращения за помощью к другим приемным родителям и предложения собственной помощи в тяжелое время способствуют улучшению существующей системы попечения о детях в приемных семьях.

С учетом вышеизложенного и приоритетов деятельности центров социальных служб для семьи, детей и молодежи сотрудниками территориальных ЦСССДМ ведется работа по информированию граждан, выразивших желание принять ребенка-сироту, ребенка, оставшегося без попечения родителей,  на воспитание в семью в установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, а также оказывается содействие в подготовке таких документов, по качественному подбору кандидатов в замещающие семьи, защите прав и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечению достойного уровня жизни детей, устроенных в семейные формы проживания и воспитания, в рамках оказания социального обслуживания.

УТВЕРЖДЕНО

постановлением Республиканской комиссии

по делам несовершеннолетних и защите их прав

от «11» января 2018 года №1/6     

Примерное положение

о работе межведомственных рабочих групп реагирования

из числа специалистов всех субъектов профилактической работы с несовершеннолетними для оказания помощи детям,

оказавшимся в трудной жизненной ситуации

  1. Общие положения
  1. Настоящее Положение о работе межведомственных рабочих групп реагирования из числа специалистов всех субъектов профилактической работы с несовершеннолетними для оказания помощи детям, оказавшимся               в трудной жизненной ситуации (далее – Рабочие группы), разработано на основании постановления Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 02.06.2015 № 2/1, в соответствии с федеральным, республиканским законодательством и нормативными правовыми актами Республики Крым (далее – Положение).
  2. Положение определяет основные совместные действия органов и учреждений системы профилактики для оказания помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
  3. Основной задачей Рабочих групп является оказание экстренной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
  4. В своей деятельности Рабочие группы руководствуются Федеральными законами от 28.12.2013 № 442 – ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», законами Республики Крым: от 01.09.2014 № 58-ЗРК «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Крым», от 01.09.2014 № 62-ЗРК «Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Крым», от 01.09.2014 № 63–ЗРК «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Крым»; от 15.09.2014 № 75–ЗРК «Об органах и учреждениях по защите прав детей в Республике Крым»; федеральным и республиканским законодательством, иными нормативными правовыми актами Республики Крым.
  5. Основной целью деятельности Рабочих групп является защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от жестокого обращения и других опасных ситуаций, угрожающих их жизни и здоровью.
  6. Главными направлениями деятельности Рабочих групп являются:
  • оказание экстренной помощи детям в кризисных ситуациях, в том числе в случаях, где есть угроза суицида;
  • выявление и предупреждение ситуаций социального неблагополучия, случаев жестокого обращения и насилия над детьми;
  • профилактика девиантного поведения подростков;
  • проведение психологического консультирования ребенка и членов его семьи;
  • организация для позвонивших на детский «телефон доверия» других видов социально-психологической помощи и информирование их о социальных службах, работающих на данной территории.
    1. Рабочие группы реализуют права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, создают атмосферу психологической защищенности населения, применяют методы и приемы работы, ориентированные на детей, нуждающихся в экстренной помощи.
    2. Органы и учреждения, которые входят в состав Рабочих групп:
  • структурные подразделения (управления и отделы) по делам несовершеннолетних и защите их прав органов местного самоуправления муниципальных образований;
  • территориальные центры социальных служб для семьи, детей и молодежи;
  • органы, осуществляющие управление в сфере образования органов местного самоуправления муниципальных образований;
  • подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
  • медицинские организации.
    1. Рабочие группы в своей работе сотрудничают с государственными органами по защите прав детей:
  • органами управления социальной защитой населения;
  • органами по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи;
  • комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • органами служб занятости;
    1. В своей работе Рабочие группы осуществляют профилактическую и просветительскую деятельность, а также консультируют граждан о путях защиты прав ребенка, формируют у позвонивших на детский «телефон доверия» убеждение в необходимости обратиться в органы и учреждения по защите прав детей, которые осуществляют их социальную защиту, профилактику правонарушений.
    2. Экстренность предоставляемой помощи обеспечивается круглосуточной работой детского «телефона доверия».
    3. Услуги Рабочих групп, а также звонки на детский «телефон доверия» являются для населения анонимными, конфиденциальными, доступными  и бесплатными.
    4. Специалисты Рабочих групп должны поддерживать на высоком уровне свою квалификацию в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также на курсах переподготовки, семинарах и т.д., проводимых государственными и общественными организациями.

Основные понятия

Ребенок (несовершеннолетний) — лицо до достижения им возраста
18 лет (совершеннолетия).

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, — дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода (в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Жестокое обращение с детьми – это все многообразие действий и бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому или психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу. Жестокое обращение с детьми проявляется в форме физического  или психического насилия, покушения на их половую неприкосновенность, применении недопустимых способов воспитания, грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации несовершеннолетних.

Формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психологическое насилие и пренебрежение нуждами.

Взаимодействие Рабочих групп – комплекс мер по осуществлению сотрудничества различных ведомств и относящихся к ним органов, организаций и учреждений для достижения единых целей и мероприятий в отношении конкретного ребенка и членов его семьи

Консультант Рабочей группы – работник Крымского республиканского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи, который по детскому «телефону доверия» оказывает психологическую помощь позвонившему, проводя кризисную интервенцию, оказывает психологическую поддержку, ведет психологическое консультирование, предоставляет возможность высказать звонящему свои душевные проблемы и тем самым самому найти выход из сложной ситуации.

Куратор ситуации Рабочей группы – работник территориального центра социальных служб для семьи, детей и молодежи. При поступлении сигнала о насилии над ребенком или жестоком обращении с ним, сообщает специалистам других учреждений, входящих в состав Рабочей группы, сведения, необходимые для оказания помощи ребенку. Отвечает  за непосредственную работу с позвонившим и за организацию помощи, выходящей за рамки телефонного консультирования, поддерживает обратную связь с конкретной службой, в которую был переадресован звонок.

Сигнал – телефонный звонок ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации и нуждающегося в социальной поддержке, а также в нарушении прав и законных интересов ребенка.

Социальная работа – деятельность, направленная на социальную поддержку семей, детей и молодежи, обеспечение их прав и свобод, улучшение качества жизнедеятельности, удовлетворение интересов и потребностей.

Социальная услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи гражданину, в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Социальная защита детей – комплекс мероприятий и средств социально – экономического и правового характера, осуществление которых возлагается на органы и учреждения по защите прав детей, относительно обеспечения прав детей на жизнь, развитие, воспитание, образование, медицинское обслуживание, предоставление материальной поддержки.

  1. Организация и порядок работы Рабочих групп.

Члены Рабочих групп в своей деятельности руководствуются законами Республики Крым от 01.09.2014 № 58-ЗРК «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Крым», от 01.09.2014 № 62 – ЗРК «Об организации деятельности органов опеки и попечительства в РК», от 01.09.2014 № 63-ЗРК «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Крым», от 15.09.2014 № 75-ЗРК «Об органах и учреждениях по защите прав детей в Республике Крым», а также федеральным и республиканским законодательством, нормативными  правовыми актами Республики Крым.

  1. Рабочие группы формируются территориальными центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи.
  2. Руководители органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, входящих в состав Рабочих групп, направляют в территориальные центры социальных служб для семьи, детей и молодежи предложения о кандидатурах для включения в состав Рабочих групп.
  3. Состав Рабочих групп утверждается постановлениями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований Республики Крым.
  4. Права и обязанности членов Рабочих групп определяются настоящим Примерным положением, должностными и рабочими инструкциями и трудовым договором или контрактом, заключенным по месту работы.
  1. Межведомственное взаимодействие организаций,  входящих в состав Рабочих групп
  1. Консультант Рабочей группы оказывает психологическую помощь позвонившему, сообщает куратору ситуации Рабочей группы о нарушении прав и интересов ребенка и необходимости организации помощи, а в случаях, когда необходима экстренная помощь (скорая или неотложная медицинская помощь, несовершеннолетний подвергается насилию, в отношении его совершается преступление), информирует медицинскую организацию, орган внутренних дел, соответствующие органы.
  2. Куратор ситуации Рабочей группы обязан обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, принимать меры по защите от всех форм жестокого обращения с детьми, дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящихся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать:

— Орган прокуратуры – при нарушении прав и свобод несовершеннолетних.

— Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав – при выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

— Орган опеки и попечительства – при выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию.

— Орган управления социальной защитой населения – при  выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении, при несоблюдении действующего законодательства Российской Федерации и Республики Крым в выплате пособий детям и семьям, нуждающимся в этом.

— Орган внутренних дел – при выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия; при выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних  либо в иные учреждения; информируют заинтересованные органы  и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и об условиях, этому способствующих.

— Уголовно-исполнительные инспекции – при выявлении состоящих  на учете в уголовно-исполнительных инспекциях несовершеннолетних осужденных, нуждающихся в оказании социальной и психологической помощи, помощи в социальной адаптации, трудоустройстве, о выявленных случаях совершения ими правонарушения или антиобщественных действий, нарушения ими установленных судом запретов и (или) ограничений, уклонения несовершеннолетних осужденных, признанных больными наркоманией, которым предоставлена отсрочка отбывания наказания, от прохождения курса лечения от наркомании, а также медицинской реабилитации либо социальной реабилитации или уклонения несовершеннолетних осужденных от исполнения возложенных на них судом обязанностей.

— Медицинскую организацию – при выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ; при несоблюдении порядка круглосуточного приема и содержания в медицинских организациях заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей; при выявлении у несовершеннолетнего отклонений в поведении и потребности в оказании специализированной медицинской помощи.

— Орган, осуществляющий управление в сфере образования, –  при  выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций или иных организаций, осуществляющих обучение, либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных организациях.  Также при отсутствии мероприятий по вовлечению детей с инвалидностью в общеобразовательный процесс, при выявлении незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися в общеобразовательных организациях.

  1. Просветительская и информационно-рекламная деятельность
  1. Просветительская деятельность включает в себя:
  • деятельность, способствующую созданию в обществе благоприятного мнения о Рабочих группах;
  • деятельность по формированию как у детей и подростков, так и у их родителей мотивации для обращения за помощью в Рабочие группы;
  • деятельность, способствующую появлению статей, иных публикаций, радио- и телепередач и программ, исследований, посвященных деятельности Рабочих групп.
    1. Информационно-рекламная деятельность направлена на целевую аудиторию и ведется в целях обеспечения доступности экстренной психологической помощи для детей и их родителей по широкому спектру детско-подростковых проблем, а также проблем сферы детско-родительских отношений.
    2. Просветительская и информационно-рекламная деятельность обеспечивает фон звонков и спектр обращений, а также при необходимости возрастание числа обращений по актуальным для данной территории проблемам.
    3. Информационная деятельность для дошкольников ведется через родителей, для школьников, старших подростков и их родителей – непосредственно через учебные заведения. Организуются информационно-рекламные кампании различного масштаба, разрабатываются информационные обращения для детей разного возраста и для взрослых по различной тематике.

Устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в семейные формы воспитания в Республике Крым

Сегодня в Крыму меньше детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, чем желающих стать приёмными родителями.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, всегда были и остаются больной темой в России. В нашей стране к этой категории юных граждан относятся с повышенным вниманием. Государственная поддержка и опека таких детей с каждым годом становится всё более значимой.

Когда люди хотят принять в свою семью ребенка, они руководствуются самыми добрыми чувствами и намерениями. И эти добрые побуждения попадают на «одну чашу весов» в процессе принятия решения. А на «другой чаше весов» оказываются как социальные стереотипы («мифы») в отношении детей из детских домов, так и вполне реалистичные опасения.

Какие из этих страхов напрасны, а чего все же стоит опасаться? А главное – что делать, чтобы опасения не сбылись? Об этом и будет разговор в статье.

Начнем с того, что бояться и тревожиться в переломный момент своей жизни – а появление нового члена семьи, хоть родного по крови, хоть нет, это именно такой момент – нормально и даже правильно. Психологи проводили исследования, которые показали, что у тех беременных женщин, которым часто снились тревожные сны, роды проходили более благополучно. Возможно, потому, что женщина из-за тревоги более ответственно относилась к себе, готовилась к появлению ребенка. Наш многолетний опыт показывает примерно то же самое: как раз у абсолютно самоуверенных и не испытывающих тревоги приемных родителей чаще бывают проблемы, а тот, кто боится, переживает, но все равно делает, рано или поздно справляется с любыми трудностями. Так что бойтесь на здоровье, главное – не позволяйте страху вас парализовать, старайтесь больше узнать и судить непредвзято, не попадая во власть мифов и стереотипов.

Однако у современного человека есть и свои основания для неприятия чужого. Грустно, но факт, что дети становятся приемными после того, как остались без собственных родителей, стали сиротами. А в наше время они обычно становятся социальными сиротами – то есть оказываются одинокими не по воле злого рока, а по причине алкоголизма, жестокости, безответственности и прочего подобного поведения их собственных папы и мамы. То есть эти дети для большинства приемных родителей – еще и представители другого социального слоя, с другими представлениями о том, как надо растить детей, как себя вести, ради чего и как жить и т. п. Как говорится, «два мира, два образа жизни». Пока он маленький и послушный, про это не думается. А как только дитя в первый раз выпьет пива или накрасит губы – тут-то этот страх волной и накроет. И в голову не придет ведь здравая мысль: «Это возраст такой». Мысли будут примерно такие: «Все, это наследственность. Он уже спивается. Она уже начала становиться проституткой».

ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ?

·   Не терять головы.

·   Избегать предвзятости в суждениях.

·   Больше доверять своим чувствам «здесь и сейчас», в сегодняшнем общении с ребенком, а не страхам «что может быть потом».

·   Отдать себе отчет в своих мотивах : чего я хочу? Помочь ребенку, которому трудно и плохо? Испытать радость родительства, заботы и любви? Или получить «идеального» ребенка?

·   По особо пугающим вопросам, например, о генетически передающихся болезнях, собрать достоверную информацию.

·   Подумать о своем супруге, о самых близких друзьях. У них совсем «чужие» вам гены. Это не мешает ни любви, ни близости, ни взаимопониманию.

·   Обратиться к специалистам , которые проведут грамотную диагностику уровня развития ребенка и степени его отставаний, разработают систему развивающих и коррекционных занятий, подходящую именно вашему ребенку, дадут рекомендации, как с ним заниматься дома.

·   Создавать дома «развивающую среду» , много общаться с ребенком, поддерживать его начинания, разрешать пробовать новое; самим относиться к занятиям как делу увлекательному, а не как к «обязаловке»,

·   Помнить, что отставание в развитии детей-сирот связано прежде всего с недостатком любви и вызванной этим тревогой, которая блокирует природную любознательность ребенка, как говорят психологи, «аффект тормозит интеллект». Когда ребенок в вашей семье почувствует себя любимым и защищенным, его развитие ускорится.

·   Не сравнивать с другими.   Любое сравнение подкрепляет неуверенность ребенка в своих силах и боязнь потерпеть неудачу. Каждый ребенок уникален, кроме недостатков есть еще и особенности. Сравнивайте его только с ним самим, вчерашним: раньше не умел, а теперь получилось!

·   Терпеливо ждать.  Получить все и сразу невозможно. Ни одному садовнику не придет в голову разворачивать бутон, чтоб цветок быстрее раскрылся и стал красивым! Все, что в принципе возможно – в свое время будет, при условии хороших взаимоотношений и вашей разумной помощи и поддержки. А что невозможно – того все равно не добьетесь, только измучаете себя и ребенка.

·   Разумно определять нагрузки. Они должны быть посильны и для нервной системы, и для интеллектуального потенциала ребенка. Приготовление уроков «до ночи» не бывает продуктивным!

·   Всегда искать позитив. Никому не хочется делать то, что не получается. Научите своего ребенка замечать пусть небольшие, но улучшения. Успех – лучший мотив в обучении.

·   Хвалить за усилия, а не за результат. В любом деле важны последовательные усилия и  преодоление трудностей. Научить ребенка этой жизненной мудрости – наверное, основная задача. Приемным детям она дается сложнее. Во-первых, опыт отвержения родными родителями подрывает веру в себя, а она лежит в основе настойчивости и упорства (не путать с упрямством – это вещи прямо противоположные!). Во-вторых, именно воля и терпение – качества, которые отсутствовали у кровных родителей этих детей, и формировать их приходится «с чистого листа».

·   Верить в ребенка. Вера родителей в своего ребенка – это источник его жизненных сил и две трети будущего успеха! 

Приёмными родителями становятся по призванию, по зову души. А если семья создаётся только по принципу получения за это денежного содержания,                 то она, как правило, не выдерживает ответственности и распадается. Правда, таких случаев в Крыму – пересчитать по пальцам одной руки.

Обеспечивая приёмные семьи материально, правительство организует                   и контроль за воспитанием, содержанием и развитием приёмных детей. Сотрудники структурных подразделений (управлений и отделов) по делам несовершеннолетних и защите их прав органов местного самоуправления муниципальных образований регулярно посещают все такие семьи, следят за тем, как бывшие сироты сосуществуют с новыми родителями, достаточно ли они обеспечены необходимым для жизни, как разрешаются внутрисемейные конфликты.

В Республике Крым функционирует 25 территориальных Государственных бюджетных учреждений Республики Крым «Центры социальных служб для семьи, детей и молодежи».

Все семьи опекунов, попечителей, приемных родителей, в которых воспитываются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, охвачены социальной работой специалистов территориальных ЦСССДМ. Социальная работа проводится со всеми членами семей опекунов, попечителей, приемных родителей, совместно проживающих с опекунами, попечителями, приемными родителями.

Основными содержательными составляющими предоставления социальных услуг замещающим семьям являются: создание и поддержка положительного социально-психологического климата в семье; адаптация ребенка в новых условиях; помощь в преодолении кризисных моментов; помощь в создании условий для безопасного развития ребенка; содействие формированию навыков поведения в социуме; поддержка контактов ребенка с его биологическими родственниками, если они не вредят физическому и психическому здоровью подопечного ребенка; подготовка ребенка к выходу из-под опеки, из приемной семьи, в том числе в самостоятельную жизнь. С членами семей опекунов, попечителей, приемных родителей проводятся беседы, тренинги, круглые столы, видеолектории, группы взаимопомощи в целях профилактики жестокого обращения с детьми в замещающих семьях.

Действительно, растить детей и так нелёгкий труд, а приёмных – тем более. Каждый ребенок по-своему уникален, а тому, кто уже пережил трагедию в своей родной семье, побывал в госучреждении, очень трудно влиться в новый семейный коллектив.

Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка-сироту, ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации

Государственное казенное учреждение Республики Крым «Крымский республиканский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» планирует и обеспечивает подготовку специалистов ЦСССДМ для проведения социальной работы по вопросам устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в семейные формы воспитания; по Ходатайству структурных подразделений (управлений и отделов) по делам несовершеннолетних и защите их прав органов местного самоуправления муниципальных образований, территориальных ЦССССДМ, или по личному заявлению граждан, желающих принять в свою семью ребенка-сироту, ребенка, оставшегося без попечения родителей, КРЦСССДМ формирует учебные группы, организовывает и проводит обучение для кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители по программе, утвержденной Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым от 13 мая 2014 года № 17  «Об утверждении программ обучения кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители и приемных родителей, родителей-воспитателей» и выдает свидетельство, установленного образца, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства  о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации».

За 8 месяцев 2018 года КРЦСССДМ подготовлено и проведено 10 обучающих семинаров для кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители. Общее количество граждан, которые прошли обучение 209 человек, из них 96 усыновителей, 93 опекуна/попечителя, 20 приемных родителей.

Социально-педагогический тренинг по подготовке кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители имеет четко обозначенные ориентиры – оказание возможности кандидатам в приемные родители взвесить, насколько серьезное желание взять в свою семью чужого ребенка; оценить разные аспекты своей семейной жизни и сравнить их с тем, что необходимо для воспитания чужого ребенка; научиться уважать потребности детей с разным жизненным опытом; научиться проявлять больше понимания проблем в разных ситуациях; лучше понимать себя, свои силы, эмоции и личные качества; сформировать представления об особенностях воспитания приемных детей и тем самым помочь кандидатам приобрести уверенность и гибкость в роли приемных родителей; пробудить у кандидатов чувство, что они являются частью единой системы попечения о детях и могут строить свои отношения с социальным работником как с партнером, без осуждения и гордыни; убедиться, что обращения за помощью к другим приемным родителям и предложения собственной помощи в тяжелое время способствуют улучшению существующей системы попечения  о детях в приемных семьях.

С учетом вышеизложенного и приоритетов деятельности центров социальных служб для семьи, детей и молодежи сотрудниками территориальных ЦСССДМ ведется работа по информированию граждан, выразивших желание принять ребенка-сироту, ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, а также оказывается содействие в подготовке таких документов, по качественному подбору кандидатов в замещающие семьи, защите прав и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечению достойного уровня жизни детей, устроенных в семейные формы проживания и воспитания, в рамках оказания социального обслуживания.

ГКУ «КРЦСССДМ»

Адрес: 295048,  Республика Крым, г. Симферополь,  ул. Трубаченко, 23а, krcsssm@yandex.ruТел./факс: +7 (3652) 59-87-86, 44-13-43