ПОИСК И ВЫБОР СВОЕГО РЕБЕНКА…
Придя к мысли об усыновлении ребенка, потенциальные родители начинают задумываться о том, каким должен быть их новый член семьи: будет это мальчик или девочка, какого именно возраста, какой внешности и т.д. Как правило, именно этот этап процедуры усыновления (установления опеки) является одним из наиболее трудных для усыновителей и занимает немало времени.
Практика показывает, что подавляющее большинство усыновителей хотят удочерить маленькую девочку, с ангельской внешностью и как можно более здоровую. Мало кто из усыновителей сознательно стремится взять ребенка-инвалида, с дефектами внешности или тяжелыми заболеваниями. Однако с этим «идеальным» представлением о приемном ребенке зачастую приходится расстаться, столкнувшись с реальностью. Во-первых, для того, чтобы усыновить маленькую здоровую девочку, многим усыновителям приходится потратить немало времени на ее поиск, или же надеяться на случай и везение. Во-вторых, по мнению педиатров, полностью здоровых детей среди тех, от кого отказались родители, практически нет. Причин тому много, и их мы рассмотрим отдельно.
Суммируя все вышесказанное, мы не советуем устанавливать жестких критериев — пола, возраста и здоровья ребенка при усыновлении. Можно привести множество примеров, когда кандидаты в усыновители, посетив детское учреждение и увидев глаза детей, ждущих своих родителей, услышав их обращение к незнакомым людям со словом «мама», отказываются от своего первоначального намерения и вместо годовалой девочки принимают решение об усыновлении мальчика шести лет. Также очень часто встречаются случаи, когда, выбрав для усыновления одного ребенка, и узнав, что у него есть еще и брат (сестра), усыновители принимают решение принять в семью обоих детей.
Достаточно часто решение взять в семью ребёнка принимается под влиянием внешних обстоятельств – вы узнали о соседском ребенке, попавшем в приют; увидели сироту в больнице; знакомая, работающая в доме ребенка, рассказала о конкретном малыше; или же вы как-то связаны с детским учреждением, в котором оказался такой ребенок. Но если у вас всё происходило иначе, и вы пришли к усыновлению самостоятельно, а образ желанного ребенка пока еще очень абстрактен, составлен из рассказов, воспоминаний, личного опыта и других мелочей, как тогда подступится к поиску ребёнка и что предстоит пройти на этом пути?
Каждый месяц в КРЦСССДМ проходят двухнедельные обучающие семинары для кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители. Для того, чтобы пройти семинар, желающему необходимо лично прийти в КРЦСССДМ и написать заявление о прохождении обучения. Срок обучения 2 недели с 10.00 до 17.00 в рабочие дни, кроме выходных.
По окончании курсов выдается свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, для предъявления на всей территории Российской Федерации.
Школа подготовки приемных родителей
Наименование школы подготовки приемных родителей | Крымский республиканский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи. Обучающие семинары по подготовке кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители |
ФИО руководителя | Архангельский Андрей Александрович |
Адрес | Ул. Трубаченко , 23а |
Телефон (приемная) | (3652) 44-13-43 |
Электронная почта | KRCSSSM@yandex.ru |
Сайт | КРЦСССДМ.РФ |
ФИО специалистов | Сандулова Оксана Витальевна – тренер |
Телефон | (3652) 44-13-43, м.т. +79789208032 |
Часы приема граждан | Пн — чт 9-18, пт 9-17.45 |
МОЯ СЕМЬЯ – МОЁ БОГАТСТВО
Воспитание – великое дело,
им решается участь человека
В.Г. Белинский
… Каждый день мы делаем свой выбор: что одеть, что позавтракать, что купить в магазине, какую читать книгу, какой фильм смотреть, с кем дружить и как поступить в той или иной ситуации.
«-Алло, это бюро находок? – спросил детский голос.
— Да, малыш. Ты что-то потерял?
— Я маму потерял…»
В унисон тишине актового зала наши сердца бились всё сильнее и сильнее… А специалист продолжала:
« — А какая, твоя мама?
— Она красивая и добрая. И ещё она очень любит кошек…»
Так Оксана Витальевна Сандулова начала занятия по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации. Подготовка проходила в Государственном казенном учреждении «Крымский республиканский центр социальных служб для семьи, детей и молодёжи».
Принять ребёнка в свою семью, своё сердце и душу, жизненноважный, очень ответственный и серьёзный выбор для каждого из нас…
В тёплой, доброжелательной атмосфере, сидя в кругу, мы знакомились. Каждый из нас поведал свою историю, рассказывая о главном решении в жизни – принятие на воспитание ребёнка в свою семью, свою жизнь, оставшегося без попечения родителей. Вовремя сказанные слова поддержки, искреннее понимание со стороны Оксаны Витальевны, и создавали особый фон принятия друг друга.
Умело прикасаясь к сердцу и душе каждого из нас, специалист предложила на «Дереве ожиданий» разместить, написанные на листах бумаги: «Что ожидаем от данных занятий?» и «Чего опасаемся?» Ожидания участников курсовой подготовки – самые разнообразные, но «красной нитью», ведущим звеном было отмечено: «Более глубоко понять себя».
Ключевым стал вопрос: «Как правильно, умело, безболезненно, и на каком этапе жизни ребёнка говорить, что он усыновлён?»
Лучше познакомиться друг с другом помог «Герб семьи», который рисовал и представлял на занятиях каждый участник. В ярком многообразии наших, с любовью выполненных рисунков, чётко прослеживался общий девиз: «Моя семья – моё богатство!»
Таким образом, благодаря профессиональному, грамотному подходу Оксаны Витальевны Сандуловой, мы стали единой командой, объединённой общей целью в получении новых знаний и умений.
Каждый день занятий был наполнен глубоким содержанием и смыслом. Мы познавали, прежде всего, себя, дискутировали, обменивались своим мнением и определённым жизненным опытом. Побывали в роли и «родителя» и «ребёнка», а объединяясь в небольшие группы, дружно находили решение в предложенных специалистом ситуациях.
Очень трудно выделить, да, пожалуй, невозможно, наиболее значимую тему занятий. Подготовка личности к изменениям в семье; полноценное развитие человека; содержание и методы семейного воспитания; преодоление у ребёнка чувства потери и другие жизненноважные темы, рассмотренные в ходе курсовой подготовки, составили единое целое в непрерывном процессе воспитания наших детей. А грамотно и умело подобранные примеры из профессионального опыта Оксаны Витальевны Сандуловой, помогли создать наиболее полную, яркую картину восприятия и глубокого понимания предложенных тем занятий.
Новый день занятий начинался какой-либо оптимистичной фразой, например: «Сегодня моё настроение похоже на…» (необходимо было продолжить фразу). Традиционно заканчивался притчей, из которой каждый из нас выносил для себя что-то очень важное, необходимое для жизни.
«Семья – главное в жизни каждого человека. А счастливые, наполненные радостью глаза наших детей – необыкновенное и самое огромное счастье!» особо отмечает Жанна Ивановна Кислица, директор Государственного бюджетного учреждения «Ялтинский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи». И, если каждый из нас примет своё, и только своё решение, которое подскажут наши сердце и разум, и возьмёт на воспитание в свою семью ребёнка, в нашем мире появится ещё одна частичка любви и добра. А каким вырастит и кем станет наш ребёнок, будет зависеть только от нас самих.
Татаринова Елена Владимировна г.Ялта
Устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в семейные формы воспитания в Республике Крым
Сегодня в Крыму меньше детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, чем желающих стать приёмными родителями.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, всегда были и остаются больной темой в России. В нашей стране к этой категории юных граждан относятся с повышенным вниманием. Государственная поддержка и опека таких детей с каждым годом становится всё более значимой.
Однако никакой даже очень уютный детский приют не заменит ребёнку родной дом, а самые добрые и внимательные воспитатели и няни – папу и маму. Вместе с тем в жизни случается разное, и никто не застрахован от трагедии, когда родители уходят из жизни, не успев вырастить своих малышей, или оказываются клиентами пенитенциарной системы по собственной вине, а то и просто ведут настолько асоциальный образ жизни, что соответствующие органы вынуждены лишать их родительских прав.
Семьи бывают разные
В Крыму существуют различные формы семейного воспитания в так называемых замещающих семьях: усыновление, семьи опекунов и попечителей, приёмные семьи.
Сегодня в республике живут 4471 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. У одних отец и мать умерли, у других – лишены родительских прав из-за пьянства, агрессии, полного отстранения от воспитания своих детей. Большинство этих ребят (3172 человек) находятся под опекой и попечительством. Как правило, опекунами становятся близкие родственники, их знакомые, а иногда и совсем, казалось бы, посторонние люди, дающие, однако, вроде бы чужому ребёнку столько тепла, любви и надежды, сколько подчас не дождёшься от кровной родни.
Правительство Крыма уделяет особое внимание вопросам развития приёмных семей. В настоящее время в республике живут 239 приёмных семей, в которых находятся 898 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Причём тенденция к увеличению этой формы семейного воспитания явно прослеживается, если учесть, что на 1 января 2017 года их было 221. Это тем более важно, что в приёмные семьи попадают дети от 8 до 16 лет, то есть те, кто по возрасту не попадает под усыновление.
В первом полугодии 2017 года в Республике Крым под опеку, попечительство устроено 206 детей, в приемные семьи – 76 детей, усыновлено – 12 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Деньги не главное
В последнее время к вопросу устройства детей, оставшихся без попечения родителей, значительно возросло внимание государства, что в первую очередь выражается в достаточно серьёзной материальной поддержке приёмных семей. На каждого ребёнка ежемесячно выделяется сумма в размере двух прожиточных уровней, а приёмные родители получают оплату своего сложного, но приятного для души труда в размере двух минимальных месячных зарплат за каждого ребёнка. Эти деньги дают возможность вырастить интеллектуально развитого и здорового ребёнка, обеспечить хорошим питанием, одевать, покупать всё, что необходимо для успешной учёбы, устраивать полноценный и интересный отдых, а также оплачивать дополнительные занятия, репетиторов, кружки и секции.
Приёмными родителями становятся по призванию, по зову души. А если семья создаётся только по принципу получения за это денежного содержания, то она, как правило, не выдерживает ответственности и распадается. Правда, таких случаев в Крыму – пересчитать по пальцам одной руки.
Обеспечивая приёмные семьи материально, правительство организует и контроль за воспитанием, содержанием и развитием приёмных детей. Сотрудники структурных подразделений (управлений и отделов) по делам несовершеннолетних и защите их прав органов местного самоуправления муниципальных образований регулярно посещают все такие семьи, следят за тем, как бывшие сироты сосуществуют с новыми родителями, достаточно ли они обеспечены необходимым для жизни, как разрешаются внутрисемейные конфликты.
В Республике Крым функционирует 25 территориальных Государственных бюджетных учреждений Республики Крым «Центры социальных служб для семьи, детей и молодежи».
Все семьи опекунов, попечителей, приемных родителей, в которых воспитываются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, охвачены социальной работой специалистов территориальных ЦСССДМ. Социальная работа проводится со всеми членами семей опекунов, попечителей, приемных родителей, совместно проживающих с опекунами, попечителями, приемными родителями.
Основными содержательными составляющими предоставления социальных услуг замещающим семьям являются: создание и поддержка положительного социально-психологического климата в семье; адаптация ребенка в новых условиях; помощь в преодолении кризисных моментов; помощь в создании условий для безопасного развития ребенка; содействие формированию навыков поведения в социуме; поддержка контактов ребенка с его биологическими родственниками, если они не вредят физическому и психическому здоровью подопечного ребенка; подготовка ребенка к выходу из-под опеки, из приемной семьи, в том числе в самостоятельную жизнь. С членами семей опекунов, попечителей, приемных родителей проводятся беседы, тренинги, круглые столы, видеолектории, группы взаимопомощи в целях профилактики жестокого обращения с детьми в замещающих семьях.
Действительно, растить детей и так нелёгкий труд, а приёмных – тем более. Каждый ребенок по-своему уникален, а тому, кто уже пережил трагедию в своей родной семье, побывал в госучреждении, очень трудно влиться в новый семейный коллектив.
Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка-сироту, ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации
Государственное казенное учреждение Республики Крым «Крымский республиканский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» планирует и обеспечивает подготовку специалистов ЦСССДМ для проведения социальной работы по вопросам устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в семейные формы воспитания; по Ходатайству структурных подразделений (управлений и отделов) по делам несовершеннолетних и защите их прав органов местного самоуправления муниципальных образований, территориальных ЦССССДМ, или по личному заявлению граждан, желающих принять в свою семью ребенка-сироту, ребенка, оставшегося без попечения родителей, КРЦСССДМ формирует учебные группы, организовывает и проводит обучение для кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители по программе, утвержденной Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым от 13 мая 2014 года № 17 «Об утверждении программ обучения кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители и приемных родителей, родителей-воспитателей» и выдает свидетельство, установленного образца, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации».
За 7 месяцев 2017 года КРЦСССДМ подготовлено и проведено 9 обучающих семинаров для кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители. Общее количество граждан, которые прошли обучение 285 человек, из них 120 усыновителей, 127 опекуна/попечителя, 38 приемных родителей.
Социально-педагогический тренинг по подготовке кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители имеет четко обозначенные ориентиры – оказание возможности кандидатам в приемные родители взвесить, насколько серьезное желание взять в свою семью чужого ребенка; оценить разные аспекты своей семейной жизни и сравнить их с тем, что необходимо для воспитания чужого ребенка; научиться уважать потребности детей с разным жизненным опытом; научиться проявлять больше понимания проблем в разных ситуациях; лучше понимать себя, свои силы, эмоции и личные качества; сформировать представления об особенностях воспитания приемных детей и тем самым помочь кандидатам приобрести уверенность и гибкость в роли приемных родителей; пробудить у кандидатов чувство, что они являются частью единой системы попечения о детях и могут строить свои отношения с социальным работником как с партнером, без осуждения и гордыни; убедиться, что обращения за помощью к другим приемным родителям и предложения собственной помощи в тяжелое время способствуют улучшению существующей системы попечения о детях в приемных семьях.
С учетом вышеизложенного и приоритетов деятельности центров социальных служб для семьи, детей и молодежи сотрудниками территориальных ЦСССДМ ведется работа по информированию граждан, выразивших желание принять ребенка-сироту, ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, а также оказывается содействие в подготовке таких документов, по качественному подбору кандидатов в замещающие семьи, защите прав и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечению достойного уровня жизни детей, устроенных в семейные формы проживания и воспитания, в рамках оказания социального обслуживания.
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Республиканской комиссии
по делам несовершеннолетних и защите их прав
от «11» января 2018 года №1/6
Примерное положение
о работе межведомственных рабочих групп реагирования
из числа специалистов всех субъектов профилактической работы с несовершеннолетними для оказания помощи детям,
оказавшимся в трудной жизненной ситуации
- Общие положения
- Настоящее Положение о работе межведомственных рабочих групп реагирования из числа специалистов всех субъектов профилактической работы с несовершеннолетними для оказания помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (далее – Рабочие группы), разработано на основании постановления Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 02.06.2015 № 2/1, в соответствии с федеральным, республиканским законодательством и нормативными правовыми актами Республики Крым (далее – Положение).
- Положение определяет основные совместные действия органов и учреждений системы профилактики для оказания помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
- Основной задачей Рабочих групп является оказание экстренной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
- В своей деятельности Рабочие группы руководствуются Федеральными законами от 28.12.2013 № 442 – ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», законами Республики Крым: от 01.09.2014 № 58-ЗРК «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Крым», от 01.09.2014 № 62-ЗРК «Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Крым», от 01.09.2014 № 63–ЗРК «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Крым»; от 15.09.2014 № 75–ЗРК «Об органах и учреждениях по защите прав детей в Республике Крым»; федеральным и республиканским законодательством, иными нормативными правовыми актами Республики Крым.
- Основной целью деятельности Рабочих групп является защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от жестокого обращения и других опасных ситуаций, угрожающих их жизни и здоровью.
- Главными направлениями деятельности Рабочих групп являются:
- оказание экстренной помощи детям в кризисных ситуациях, в том числе в случаях, где есть угроза суицида;
- выявление и предупреждение ситуаций социального неблагополучия, случаев жестокого обращения и насилия над детьми;
- профилактика девиантного поведения подростков;
- проведение психологического консультирования ребенка и членов его семьи;
- организация для позвонивших на детский «телефон доверия» других
видов социально-психологической помощи и информирование их о социальных
службах, работающих на данной территории.
- Рабочие группы реализуют права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, создают атмосферу психологической защищенности населения, применяют методы и приемы работы, ориентированные на детей, нуждающихся в экстренной помощи.
- Органы и учреждения, которые входят в состав Рабочих групп:
- структурные подразделения (управления и отделы) по делам несовершеннолетних и защите их прав органов местного самоуправления муниципальных образований;
- территориальные центры социальных служб для семьи, детей и молодежи;
- органы, осуществляющие управление в сфере образования органов местного самоуправления муниципальных образований;
- подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
- медицинские организации.
- Рабочие группы в своей работе сотрудничают с государственными органами по защите прав детей:
- органами управления социальной защитой населения;
- органами по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи;
- комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- органами служб занятости;
- В своей работе Рабочие группы осуществляют профилактическую и просветительскую деятельность, а также консультируют граждан о путях защиты прав ребенка, формируют у позвонивших на детский «телефон доверия» убеждение в необходимости обратиться в органы и учреждения по защите прав детей, которые осуществляют их социальную защиту, профилактику правонарушений.
- Экстренность предоставляемой помощи обеспечивается круглосуточной работой детского «телефона доверия».
- Услуги Рабочих групп, а также звонки на детский «телефон доверия» являются для населения анонимными, конфиденциальными, доступными и бесплатными.
- Специалисты Рабочих групп должны поддерживать на высоком уровне свою квалификацию в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также на курсах переподготовки, семинарах и т.д., проводимых государственными и общественными организациями.
Основные понятия
Ребенок (несовершеннолетний) — лицо до достижения им возраста
18 лет (совершеннолетия).
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, — дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода (в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Жестокое обращение с детьми – это все многообразие действий и бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому или психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу. Жестокое обращение с детьми проявляется в форме физического или психического насилия, покушения на их половую неприкосновенность, применении недопустимых способов воспитания, грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации несовершеннолетних.
Формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психологическое насилие и пренебрежение нуждами.
Взаимодействие Рабочих групп – комплекс мер по осуществлению сотрудничества различных ведомств и относящихся к ним органов, организаций и учреждений для достижения единых целей и мероприятий в отношении конкретного ребенка и членов его семьи
Консультант Рабочей группы – работник Крымского республиканского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи, который по детскому «телефону доверия» оказывает психологическую помощь позвонившему, проводя кризисную интервенцию, оказывает психологическую поддержку, ведет психологическое консультирование, предоставляет возможность высказать звонящему свои душевные проблемы и тем самым самому найти выход из сложной ситуации.
Куратор ситуации Рабочей группы – работник территориального центра социальных служб для семьи, детей и молодежи. При поступлении сигнала о насилии над ребенком или жестоком обращении с ним, сообщает специалистам других учреждений, входящих в состав Рабочей группы, сведения, необходимые для оказания помощи ребенку. Отвечает за непосредственную работу с позвонившим и за организацию помощи, выходящей за рамки телефонного консультирования, поддерживает обратную связь с конкретной службой, в которую был переадресован звонок.
Сигнал – телефонный звонок ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации и нуждающегося в социальной поддержке, а также в нарушении прав и законных интересов ребенка.
Социальная работа – деятельность, направленная на социальную поддержку семей, детей и молодежи, обеспечение их прав и свобод, улучшение качества жизнедеятельности, удовлетворение интересов и потребностей.
Социальная услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи гражданину, в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Социальная защита детей – комплекс мероприятий и средств социально – экономического и правового характера, осуществление которых возлагается на органы и учреждения по защите прав детей, относительно обеспечения прав детей на жизнь, развитие, воспитание, образование, медицинское обслуживание, предоставление материальной поддержки.
- Организация и порядок работы Рабочих групп.
Члены Рабочих групп в своей деятельности руководствуются законами Республики Крым от 01.09.2014 № 58-ЗРК «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Крым», от 01.09.2014 № 62 – ЗРК «Об организации деятельности органов опеки и попечительства в РК», от 01.09.2014 № 63-ЗРК «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Крым», от 15.09.2014 № 75-ЗРК «Об органах и учреждениях по защите прав детей в Республике Крым», а также федеральным и республиканским законодательством, нормативными правовыми актами Республики Крым.
- Рабочие группы формируются территориальными центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи.
- Руководители органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, входящих в состав Рабочих групп, направляют в территориальные центры социальных служб для семьи, детей и молодежи предложения о кандидатурах для включения в состав Рабочих групп.
- Состав Рабочих групп утверждается постановлениями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований Республики Крым.
- Права и обязанности членов Рабочих групп определяются настоящим Примерным положением, должностными и рабочими инструкциями и трудовым договором или контрактом, заключенным по месту работы.
- Межведомственное взаимодействие организаций, входящих в состав Рабочих групп
- Консультант Рабочей группы оказывает психологическую помощь позвонившему, сообщает куратору ситуации Рабочей группы о нарушении прав и интересов ребенка и необходимости организации помощи, а в случаях, когда необходима экстренная помощь (скорая или неотложная медицинская помощь, несовершеннолетний подвергается насилию, в отношении его совершается преступление), информирует медицинскую организацию, орган внутренних дел, соответствующие органы.
- Куратор ситуации Рабочей группы обязан обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, принимать меры по защите от всех форм жестокого обращения с детьми, дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящихся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать:
— Орган прокуратуры – при нарушении прав и свобод несовершеннолетних.
— Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав – при выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
— Орган опеки и попечительства – при выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию.
— Орган управления социальной защитой населения – при выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении, при несоблюдении действующего законодательства Российской Федерации и Республики Крым в выплате пособий детям и семьям, нуждающимся в этом.
— Орган внутренних дел – при выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия; при выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения; информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и об условиях, этому способствующих.
— Уголовно-исполнительные инспекции – при выявлении состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях несовершеннолетних осужденных, нуждающихся в оказании социальной и психологической помощи, помощи в социальной адаптации, трудоустройстве, о выявленных случаях совершения ими правонарушения или антиобщественных действий, нарушения ими установленных судом запретов и (или) ограничений, уклонения несовершеннолетних осужденных, признанных больными наркоманией, которым предоставлена отсрочка отбывания наказания, от прохождения курса лечения от наркомании, а также медицинской реабилитации либо социальной реабилитации или уклонения несовершеннолетних осужденных от исполнения возложенных на них судом обязанностей.
— Медицинскую организацию – при выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ; при несоблюдении порядка круглосуточного приема и содержания в медицинских организациях заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей; при выявлении у несовершеннолетнего отклонений в поведении и потребности в оказании специализированной медицинской помощи.
— Орган, осуществляющий управление в сфере образования, – при выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций или иных организаций, осуществляющих обучение, либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных организациях. Также при отсутствии мероприятий по вовлечению детей с инвалидностью в общеобразовательный процесс, при выявлении незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися в общеобразовательных организациях.
- Просветительская и информационно-рекламная деятельность
- Просветительская деятельность включает в себя:
- деятельность, способствующую созданию в обществе благоприятного мнения о Рабочих группах;
- деятельность по формированию как у детей и подростков, так и у их родителей мотивации для обращения за помощью в Рабочие группы;
- деятельность, способствующую появлению статей, иных публикаций,
радио- и телепередач и программ, исследований, посвященных деятельности
Рабочих групп.
- Информационно-рекламная деятельность направлена на целевую аудиторию и ведется в целях обеспечения доступности экстренной психологической помощи для детей и их родителей по широкому спектру детско-подростковых проблем, а также проблем сферы детско-родительских отношений.
- Просветительская и информационно-рекламная деятельность обеспечивает фон звонков и спектр обращений, а также при необходимости возрастание числа обращений по актуальным для данной территории проблемам.
- Информационная деятельность для дошкольников ведется через родителей, для школьников, старших подростков и их родителей – непосредственно через учебные заведения. Организуются информационно-рекламные кампании различного масштаба, разрабатываются информационные обращения для детей разного возраста и для взрослых по различной тематике.
Устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в семейные формы воспитания в Республике Крым
Сегодня в Крыму меньше детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, чем желающих стать приёмными родителями.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, всегда были и остаются больной темой в России. В нашей стране к этой категории юных граждан относятся с повышенным вниманием. Государственная поддержка и опека таких детей с каждым годом становится всё более значимой.
Когда люди хотят принять в свою семью ребенка, они руководствуются самыми добрыми чувствами и намерениями. И эти добрые побуждения попадают на «одну чашу весов» в процессе принятия решения. А на «другой чаше весов» оказываются как социальные стереотипы («мифы») в отношении детей из детских домов, так и вполне реалистичные опасения.
Какие из этих страхов напрасны, а чего все же стоит опасаться? А главное – что делать, чтобы опасения не сбылись? Об этом и будет разговор в статье.
Начнем с того, что бояться и тревожиться в переломный момент своей жизни – а появление нового члена семьи, хоть родного по крови, хоть нет, это именно такой момент – нормально и даже правильно. Психологи проводили исследования, которые показали, что у тех беременных женщин, которым часто снились тревожные сны, роды проходили более благополучно. Возможно, потому, что женщина из-за тревоги более ответственно относилась к себе, готовилась к появлению ребенка. Наш многолетний опыт показывает примерно то же самое: как раз у абсолютно самоуверенных и не испытывающих тревоги приемных родителей чаще бывают проблемы, а тот, кто боится, переживает, но все равно делает, рано или поздно справляется с любыми трудностями. Так что бойтесь на здоровье, главное – не позволяйте страху вас парализовать, старайтесь больше узнать и судить непредвзято, не попадая во власть мифов и стереотипов.
Однако у современного человека есть и свои основания для неприятия чужого. Грустно, но факт, что дети становятся приемными после того, как остались без собственных родителей, стали сиротами. А в наше время они обычно становятся социальными сиротами – то есть оказываются одинокими не по воле злого рока, а по причине алкоголизма, жестокости, безответственности и прочего подобного поведения их собственных папы и мамы. То есть эти дети для большинства приемных родителей – еще и представители другого социального слоя, с другими представлениями о том, как надо растить детей, как себя вести, ради чего и как жить и т. п. Как говорится, «два мира, два образа жизни». Пока он маленький и послушный, про это не думается. А как только дитя в первый раз выпьет пива или накрасит губы – тут-то этот страх волной и накроет. И в голову не придет ведь здравая мысль: «Это возраст такой». Мысли будут примерно такие: «Все, это наследственность. Он уже спивается. Она уже начала становиться проституткой».
ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ?
· Не терять головы.
· Избегать предвзятости в суждениях.
· Больше доверять своим чувствам «здесь и сейчас», в сегодняшнем общении с ребенком, а не страхам «что может быть потом».
· Отдать себе отчет в своих мотивах : чего я хочу? Помочь ребенку, которому трудно и плохо? Испытать радость родительства, заботы и любви? Или получить «идеального» ребенка?
· По особо пугающим вопросам, например, о генетически передающихся болезнях, собрать достоверную информацию.
· Подумать о своем супруге, о самых близких друзьях. У них совсем «чужие» вам гены. Это не мешает ни любви, ни близости, ни взаимопониманию.
· Обратиться к специалистам , которые проведут грамотную диагностику уровня развития ребенка и степени его отставаний, разработают систему развивающих и коррекционных занятий, подходящую именно вашему ребенку, дадут рекомендации, как с ним заниматься дома.
· Создавать дома «развивающую среду» , много общаться с ребенком, поддерживать его начинания, разрешать пробовать новое; самим относиться к занятиям как делу увлекательному, а не как к «обязаловке»,
· Помнить, что отставание в развитии детей-сирот связано прежде всего с недостатком любви и вызванной этим тревогой, которая блокирует природную любознательность ребенка, как говорят психологи, «аффект тормозит интеллект». Когда ребенок в вашей семье почувствует себя любимым и защищенным, его развитие ускорится.
· Не сравнивать с другими. Любое сравнение подкрепляет неуверенность ребенка в своих силах и боязнь потерпеть неудачу. Каждый ребенок уникален, кроме недостатков есть еще и особенности. Сравнивайте его только с ним самим, вчерашним: раньше не умел, а теперь получилось!
· Терпеливо ждать. Получить все и сразу невозможно. Ни одному садовнику не придет в голову разворачивать бутон, чтоб цветок быстрее раскрылся и стал красивым! Все, что в принципе возможно – в свое время будет, при условии хороших взаимоотношений и вашей разумной помощи и поддержки. А что невозможно – того все равно не добьетесь, только измучаете себя и ребенка.
· Разумно определять нагрузки. Они должны быть посильны и для нервной системы, и для интеллектуального потенциала ребенка. Приготовление уроков «до ночи» не бывает продуктивным!
· Всегда искать позитив. Никому не хочется делать то, что не получается. Научите своего ребенка замечать пусть небольшие, но улучшения. Успех – лучший мотив в обучении.
· Хвалить за усилия, а не за результат. В любом деле важны последовательные усилия и преодоление трудностей. Научить ребенка этой жизненной мудрости – наверное, основная задача. Приемным детям она дается сложнее. Во-первых, опыт отвержения родными родителями подрывает веру в себя, а она лежит в основе настойчивости и упорства (не путать с упрямством – это вещи прямо противоположные!). Во-вторых, именно воля и терпение – качества, которые отсутствовали у кровных родителей этих детей, и формировать их приходится «с чистого листа».
· Верить в ребенка. Вера родителей в своего ребенка – это источник его жизненных сил и две трети будущего успеха!
Приёмными родителями становятся по призванию, по зову души. А если семья создаётся только по принципу получения за это денежного содержания, то она, как правило, не выдерживает ответственности и распадается. Правда, таких случаев в Крыму – пересчитать по пальцам одной руки.
Обеспечивая приёмные семьи материально, правительство организует и контроль за воспитанием, содержанием и развитием приёмных детей. Сотрудники структурных подразделений (управлений и отделов) по делам несовершеннолетних и защите их прав органов местного самоуправления муниципальных образований регулярно посещают все такие семьи, следят за тем, как бывшие сироты сосуществуют с новыми родителями, достаточно ли они обеспечены необходимым для жизни, как разрешаются внутрисемейные конфликты.
В Республике Крым функционирует 25 территориальных Государственных бюджетных учреждений Республики Крым «Центры социальных служб для семьи, детей и молодежи».
Все семьи опекунов, попечителей, приемных родителей, в которых воспитываются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, охвачены социальной работой специалистов территориальных ЦСССДМ. Социальная работа проводится со всеми членами семей опекунов, попечителей, приемных родителей, совместно проживающих с опекунами, попечителями, приемными родителями.
Основными содержательными составляющими предоставления социальных услуг замещающим семьям являются: создание и поддержка положительного социально-психологического климата в семье; адаптация ребенка в новых условиях; помощь в преодолении кризисных моментов; помощь в создании условий для безопасного развития ребенка; содействие формированию навыков поведения в социуме; поддержка контактов ребенка с его биологическими родственниками, если они не вредят физическому и психическому здоровью подопечного ребенка; подготовка ребенка к выходу из-под опеки, из приемной семьи, в том числе в самостоятельную жизнь. С членами семей опекунов, попечителей, приемных родителей проводятся беседы, тренинги, круглые столы, видеолектории, группы взаимопомощи в целях профилактики жестокого обращения с детьми в замещающих семьях.
Действительно, растить детей и так нелёгкий труд, а приёмных – тем более. Каждый ребенок по-своему уникален, а тому, кто уже пережил трагедию в своей родной семье, побывал в госучреждении, очень трудно влиться в новый семейный коллектив.
Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка-сироту, ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации
Государственное казенное учреждение Республики Крым «Крымский республиканский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» планирует и обеспечивает подготовку специалистов ЦСССДМ для проведения социальной работы по вопросам устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в семейные формы воспитания; по Ходатайству структурных подразделений (управлений и отделов) по делам несовершеннолетних и защите их прав органов местного самоуправления муниципальных образований, территориальных ЦССССДМ, или по личному заявлению граждан, желающих принять в свою семью ребенка-сироту, ребенка, оставшегося без попечения родителей, КРЦСССДМ формирует учебные группы, организовывает и проводит обучение для кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители по программе, утвержденной Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым от 13 мая 2014 года № 17 «Об утверждении программ обучения кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители и приемных родителей, родителей-воспитателей» и выдает свидетельство, установленного образца, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации».
За 8 месяцев 2018 года КРЦСССДМ подготовлено и проведено 10 обучающих семинаров для кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители. Общее количество граждан, которые прошли обучение 209 человек, из них 96 усыновителей, 93 опекуна/попечителя, 20 приемных родителей.
Социально-педагогический тренинг по подготовке кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители имеет четко обозначенные ориентиры – оказание возможности кандидатам в приемные родители взвесить, насколько серьезное желание взять в свою семью чужого ребенка; оценить разные аспекты своей семейной жизни и сравнить их с тем, что необходимо для воспитания чужого ребенка; научиться уважать потребности детей с разным жизненным опытом; научиться проявлять больше понимания проблем в разных ситуациях; лучше понимать себя, свои силы, эмоции и личные качества; сформировать представления об особенностях воспитания приемных детей и тем самым помочь кандидатам приобрести уверенность и гибкость в роли приемных родителей; пробудить у кандидатов чувство, что они являются частью единой системы попечения о детях и могут строить свои отношения с социальным работником как с партнером, без осуждения и гордыни; убедиться, что обращения за помощью к другим приемным родителям и предложения собственной помощи в тяжелое время способствуют улучшению существующей системы попечения о детях в приемных семьях.
С учетом вышеизложенного и приоритетов деятельности центров социальных служб для семьи, детей и молодежи сотрудниками территориальных ЦСССДМ ведется работа по информированию граждан, выразивших желание принять ребенка-сироту, ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, а также оказывается содействие в подготовке таких документов, по качественному подбору кандидатов в замещающие семьи, защите прав и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечению достойного уровня жизни детей, устроенных в семейные формы проживания и воспитания, в рамках оказания социального обслуживания.
ГКУ «КРЦСССДМ»
Адрес: 295048, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Трубаченко, 23а, krcsssm@yandex.ruТел./факс: +7 (3652) 59-87-86, 44-13-43